КУРСЫ ФЕХТОВАНИЯ КЛУБА

Баннер

Баннер

Баннер
ЛЕТНИЙ СЕЗОН 2018г.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В КЛУБЕ

Работа с детьми в ТСФ

Работа с детьми в ТСФ проводится не так давно, но в перспективе развития, пожалуй, обладает наиболее мощным потенциалом, поскольку востребована в обществе. В настоящее время детские секции ТСФ работают в Москве и Нижнем Новгороде, Томске и Обнинске, Новосибирске и Иркутске, в Астрахани активно ведется работа со студентами. Работа проходит в формате школьных занятий, секций и летних лагерей, кроме того, но, чаще с коррекционными и терапевтическими целями проходят индивидуальные занятия.

И если в работе со взрослыми мы в меньшей степени работаем с экзистенциальным образованием, а в большей с экзистенциальной терапией, то в случае детей и подростков все, наоборот, тренера ТСФ помогают детям в формировании важнейших экзистенциальных навыков. Под экзистенциальными навыками будем понимать, прежде всего, навыки необходимые для его успешного осуществления в жизни. Какие же это навыки?

  1. Навык выбирать свое.
  2. Навык решаться на осуществление задуманного.
  3. Навык формировать образ желаемого и процесса его достижения.
  4. Навык быть вместе с другим, который дифференцируется на ряд составляющих умений: умение ясно проявлять свою позицию и инициативу, умение предоставить партнеру помощь, а при необходимости и помощь в предъявлении своей позиции, а также навык со-творчества.

 

Указанные экзистенциальные навыки включают в себя целый ряд физических и психических навыков, которые в процессе работы с детьми также успешно развиваются:

  1. Умение концентрироваться на достижении цели.
  2. Навык сосредоточенного внимания.
  3. Навык панорамного виденья – умение воспринимать ситуацию целостно.
  4. Умение контролировать энергию своих эмоций – не гасить ее и при этом не давать ей себя захватывать.
  5. Умение твердо стоять на ногах (занимать в жизни твердую позицию) и в то же время легко передвигаться (быть готовым к изменениям).

Стоит добавить, что ТСФ, как и другие фехтовальные практики гармонично и комплексно развивает мускулатуру ребенка и его психические функции в целом, нейтрализуя при этом негативные последствия родовых травм и негативных генетических паттернов, передаваемых по наследству. В трудных случаях, однако, может потребоваться более или мене продолжительная индивидуальная коррекционная работа. Я могу вспомнить 2 случая из личной практики:
В первом случае, это был мальчик 8 лет со сложными стремительными родами и повышенной возбудимостью, доставшейся ему в наследство от отца. Добавить к тому, еще ситуацию неполной семьи и серьезное заболевание ног у матери. Трудно, конечно, ожидать, что в подобной ситуации с психикой ребенка все хорошо. И действительно уже первые занятия выявили 2 устойчивых негативных поведенческих паттерна: 1) ребенок быстро зажигался, загорался интересом, активно вовлекался в ситуацию взаимодействия, а потом также быстро остывал полностью утрачивая интерес к происходящему. 2) 2-й паттерн заключался в том, что он неосознанно пытался вызвать агрессию со стороны взрослого, в данном случае тренера, - или не слушался или старался во время процесса фехтования достать его таким образом, чтобы ему было больно. Вызвав со стороны взрослого агрессию, он формировал у последнего чувство вины и жалости к себе. Работать с ним, не поддаваясь на эти провокации, было очень трудно, но тренировки продолжались, и мало по молу, ситуация взаимодействия стала выравниваться, оба негативных паттерна стали исчезать на фоне более конструктивного поведения, пока ребенок не оказался в состоянии посещать группу. В то время ТСФ группы для детей еще не было, поэтому ему были рекомендованы занятия в группе современного мечевого боя.
2-й случай: девочка 8 лет из хорошо обеспеченной семьи. Сложная беременность, роды кесаревым сечением, доминантная мать, чрезмерная загруженность уроками и дополнительными занятиями. Трудности заключались в управлении своим эмоциональным состоянием, которое захватывало ее до состояния безудержной активности, при этом она слабо справлялась с управлением своими поведенческими реакциями, особенно в вопросах защиты. Тем не менее, не смотря на синяки и шишки, занятия девочки очень нравились, поскольку было единственной отдушиной в ее очень плотном графике ежедневной и еженедельной занятости. Отдушина также заключалась в том, что она, наконец, могла себе позволить проявляться свободно и активно. Системные занятия с периодичностью 2 раза в неделю позволили ей, в конечном итоге, научиться управлять своим эмоциональным состоянием, и выстраивать с партнером по взаимодействию в лице тренера продуктивные и конструктивные взаимоотношения. После года занятий девочка пошла в Школу спортивного фехтования на шпагу.

Необходимо отметить, что занятия с детьми разного возраста имеют свои характерные особенности. Например, детям до 12 лет (понятно, что в общих закономерностях всегда могут быть свои исключения) вовсе необязательно говорить, что Вы занимаетесь с ними ТСФ, им это не совсем понятно и совсем неинтересно. Им хочется фехтовать, они представляют себя разного рода героями, чаще самураями, благодаря усиленной рекламе. Им интересно играть. Дети до 12 лет, активно развиваются и обучаются через игровое поведение. Однако, чтобы научиться фехтовать, они должны соблюдать определенные правила. Важно, чтобы ТСФ терапевт использовал эти правила для последовательного и целенаправленно развития у детей указанных выше важнейших экзистенциальных навыков. В занятиях целесообразно использовать элементы ролевых игр, разного рода постановок. Очень интересный игровой и соревновательный инструментарий, который вполне может быть адаптирован к ТСФ занятиям, накоплен в опыте Марией Давыдовой в практике занятий Современным Мечевым Боем (СМБ). После 12 лет ситуация начинает меняться, детям все еще интересна игровая и соревновательная практика, которая обязательно в ходе занятий должна присутствовать. Однако, их уже начинают волновать экзистенциальные темы, они осознают конечность жизни и начинают задумываться о ее смысле. Открывается возможность рефлексии. Базовый императив ТСФ «Как я фехтую, так я и живу» становиться им понятен, они могут связать его со своим жизненным опытом. Конечно, способность к рефлексии развивается не сразу, поэтому подростков во взрослые ТСФ группы стоит включать не ранее 16-17 лет. Надо также отметить, что юноши и девушки являют собой очень благодатную почву для экзистенциального развития, их головы еще не забиты разного рода концепциями и тотально объясняющими мир системами, а также еще не слишком травмированы жизненными ошибками, поэтому учатся они легко и быстро.

В подростковом возрасте для детей на первый план выходят навыки совместного бытия со сверстниками. В этом смысле эта область человеческой жизни становиться для них особенно актуальной, а значит ТСФ тренеру именно туда и стоит направить свое главное внимание, благо технический инструментарий ТСФ, а именно терапевтические поединки, предоставляет достаточно широкие возможности для проработки имеющихся в этой сфере у подростков проблем. Если девушки, в силу своей большей гибкости, чувствительности и эмпатии, легче и быстрее приобретают навыки совместного бытия (коммуникативные навыки и эмоциональная компетентность), то с юношами дело обстоит гораздо хуже: навыки общения даются им гораздо труднее, и они уходят в себя или в разного рода гаджеты, поэтому процент аутизации юношей гораздо выше, чем девушек. В этом смысле ТСФ может быть очень мощным, если не самым действенным средством профилактики аутизации, и в конечном итоге, дрейфа в невротические состояния и психопатию. Поэтому я бы даже рекомендовал ТСФ занятия для мальчиков в старших классах школы. Это, однако, совсем не означает, что не нужно заниматься с девочками. Конечно, же нужно. Просто мальчикам сейчас нужнее. Тем не менее, смешанные группы будут в ТСФ работе более эффективными, чем моно-группы, просто потому как женско-мужские отношения, это важнейший экзистенциальный навык человека.

Одна из тем, которую никак нельзя обойти вниманием – это безопасность занятий. В ТСФ мы не используем специального защитного снаряжения, за исключением защитных перчаток. Безопасность вырабатывается путем поэтапной выработки чувства оружия, чувства дистанции и чувства партнера. При работе с детьми и подростками меры безопасности должны быть усилены. Ни в коем случае не нужно оставлять детям одним рабочий инвентарь, а именно деревянные боккены, поскольку они в пылу азарта могут нанести друг другу травмы. Также целесообразно как это делает Владимир Щепин из Нижнего Новгорода вводить дополнительные упражнения на выработку этих трех важнейших навыков: дети становятся в две шеренги и учатся останавливать при ударе меч у тела партнера. С детьми от 6-ти до 10 лет я рекомендовал бы сначала учить детей останавливать меч перед предметом, а потом уже перед человеком. До 6-ти лет я считаю, что заниматься ТСФ нецелесообразно, поскольку еще не сформированы необходимые телесные умения для занятия фехтованием вообще. ТСФ здесь могут заменить специально предназначенные для этого возраста развивающие упражнения. Возвращаясь к технике безопасности в работе с детьми и подростками необходима постоянная вербализация техники безопасности с наглядной демонстрацией. Что касается инвентаря. Целесообразно в работе с детьми до 12 лет использовать мягкие мечи и защиту для рукопашного боя.

 
Рейтинг@Mail.ru