КУРСЫ ФЕХТОВАНИЯ КЛУБА

Баннер

Баннер

Баннер
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В КЛУБЕ

Терапевтическое Смысловое Фехтование (ТСФ) в сравнении с другими фехтовальными практиками

Фехтовальные практики в истории человечества возникли и развивались преимущественно в военно-прикладной сфере. Однако, по мере развития огнестрельного оружия, собственно боевое применение фехтования свелось к минимуму, фехтование переместилось сферу спорта и в практики боевых искусств, способствуя более или менее гармоничному развитию личности. Ознакомившись с многообразным спектром влияния занятий фехтованием на человека, автор сфокусировал свое внимание на тех аспектах фехтовальных практик, которые в большей степени способствуют его духовному и физическому развитию. При чем наиболее интересным для меня оказался личностный аспект – отсюда термин – Смысловое. А, будучи профессиональным психологом, я также обратил внимание и на психотерапевтические аспекты занятий фехтованием, отсюда термин – Терапевтическое.

Данная книга является обобщением 20-летнего опыта работы автора в данной сфере и преследует своей целью предоставить последователям прочный методологический и методический фундамент для целенаправленного проведения занятий по Терапевтическому смысловому фехтованию (ТСФ) во благо людям.

Для того, чтобы понять место ТСФ в многообразии существующих фехтовальных практик, рассмотрим наиболее популярные из них со всеми их достоинствами и недостатками относительно целей духовного и физического развития личности.

Спортивное фехтование сегодня, в том виде, в котором мы его знаем, а именно спортивная сабля, рапира и шпага превратилось в своего рода элитарную практику с всеми признаками маргинальности. Личные пристрастия спортивных функционеров с оглядкой на зрителей, очень сильно видоизменили и значительно урезали возможности занимающихся фехтованием в своих поведенческих проявлениях.

Ограничивается движение – только по прямой, огранивается область поражения – только верхний уровень (кроме шпаги), ограничивается действие – правило потери права атаки (кроме шпаги). Даже в шпаге, где правила чуть свободнее, все равно остается существенное ограничение – это полный запрет рубящих ударов. Стоит к тому добавить, что само по себе спортивное фехтование очень сильно заточено на достижение результата (все для победы). В конечном итоге, мы видим, что очень богатый развивающий потенциал фехтовальных практик в сфере спорта значительно сужается. Некоторую надежду на развитие, в этом смысле, дают новые массовые виды спорта, выросшие из исторического фехтования – это «Спортивный меч» и «Современный мечевой бой». Хочется пожелать этим интересным спортивным дисциплинам скорейшего объединения (ведь они, практически идентичны) и присвоения им статуса вида спорта.

 

Боевые искусства, под которыми рассматривается, прежде всего, кендо, йадо и кендзюцу в развивающем поле имеют гораздо больше свободы, поэтому и распространяются в нашей стране гораздо более высокими темпами. Однако и эти практики несут в себе ряд ограничений, связанных с исторической традицией. – Это японские практики, несущие ценности японской самурайской философии – пути воина. Таким образом, при серьезном в них углублении, зачастую происходят (не раз был тому свидетелем лично) межличностные и внутриличностные конфликты, поскольку ценностно-смысловое поле русского человека и ценностно-смысловое поле самурая в значительной мере различается.

В общем поле боевых искусств можно рассматривать и многочисленные школы исторического фехтования, которые помимо фехтования занимаются еще и реконструкцией определенных исторических пластов, связанной с той или иной исторической территорией вплоть до подражания их этике и поведению, например, как в рыцарском ордене. Необходимо отметить, что развивая в человека массу положительных качеств, например, таких как благородство и чувство достоинства рыцаря, историческое фехтование отсылает человека к прошлому, и, в некотором смысле на нем и зацикливает, что также не слишком полезно для целей развития, и тоже может нести в себе ценностные конфликты.

Есть еще одно довольно интересное направление, которое выросло из дружбы актеров и тренеров фехтования - это артистическое фехтование, которое его основатели пытаются позиционировать как вид спорта. Артфехтование выросло из сценического фехтования и несет в себе все его характерные черты. Артфехтование – это прежде всего шоу, театральное действо. Чемпионаты по артфехтованию – это конкурсы театральных миниатюр, с обязательным наличием фехтовальных сцен. Развитие в этом смысле целесообразно рассматривать как развитие театрального мастерства, что несомненно может внести свой позитивный вклад а развитие личности человека.

Тем не менее, артфехтование несет в себе и сдерживающие духовное развитие аспекты: фехтовальщики в артфехтовании раскрывают не столько себя сколько роль, свобода их проявлений всегда ограничена рамками заданной роли. В принципе в это же потоке можно и рассматривать работу многочисленных клубов ролевиков, которые также пытаются фехтовать из каких то определенных ролей: эльфов, орков, гнов, джидаев и т.д.

 

Таким образом, мы можем с вами видеть, что общий спектр современных фехтовальных практик достаточно широк, и каждая из имеющихся на сегодняшний день, применительно к целям физического и личностного развития человека с одной стороны предлагает свои возможности с другой – имеет свои ограничения. В этом смысле мы ставим себе целью предложить широкой публике практику, в которой возможностей будет больше, а ограничений меньше. И тогда сама логика вещей требует от нас переноса акцента с терапии на СМЫСЛ. Смысловым фехтованием может заниматься, кто угодно, терапевтическим – специально подготовленные люди – фехтовальные терапевты. Отдавая, однако, дань устоявшейся традиции в обозначении методы мы будем использовать объединяющее название – ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СМЫСЛОВОЕ ФЕХТОВАНИЕ (ТСФ).

 

В нашем методе для фехтовальщиков нет никаких ограничений, кроме тех, которые вытекают из техники безопасности. Правила формируется в ходе самих занятий и направлены исключительно на то, чтобы максимально раскрыть возможности проявления участников. Для этих целей мы можем использовать элементы ролевого фехтования, например, в жанре динамических фехтовальных расстановок (ДФР), далее в книге об этом будет рассказано подробнее.

И элементы соревнований, для этой цели мы проводим свои терапевтические турниры, где приз присуждается самым адекватным и целостным участникам. Для тех, кому важно совершенствовать свою технику фехтования также предоставляется очень много возможностей: мы фехтуем одним и двумя мечами (обоюдоручное фехтование), фехтуем с закрытыми глазами и с несколькими партнерами.

 

От всех ранее обозначенных видов фехтовальных практик нас отличает существенная деталь – фехтование у нас не оторвано от жизни, а самым тесным образом с ней связано. Главный императив, в котором мы работаем – «Как я фехтую, так я и живу». Фехтуя участники ТСФ курсов и клубов работают над улучшением свой жизни. А как это происходит, будет подробно рассказано в последующих главах.

Также важно отметить, что ТСФ могут заниматься все желающие без специальной спортивной подготовки. Был опыт когда на занятия приходили люди в гипсе. Единственное требование, которого необходимо строго придерживаться – это психическая адекватность, если его не соблюдать, могут пострадать люди.

 

 
Рейтинг@Mail.ru